20 Апр

Лоббизм в Агросфере даст новый виток успешного развития отрасли

Сегодня мы можем уверенно говорить, что перед нами открылось новое “окно возможностей” для коммуникации бизнеса и власти, или иными словами, цивилизованного лоббизма. Именно умелым влиянием на власть возможно изменить часто не идеальную регулярную политику отрасли.DSC_2963_1024

Если говорить конкретно – среди основных проблем аграрной отрасли в Украине можно отметить неоднозначные нормы законодательства, отсутствие цивилизованного рынка земли (и перспективы открытия рынка земли в 2017 году неоднозначны), коррупцию, произвол налоговых органов (особенно остро это ощущается по НДС) и правоохранителей, а также непрогнозируемую фискальную политику.

Как отмечает специалист компании Base Capital Тимур Чмерук “Сегодня мы наблюдаем трансформацию в отношениях инвестор – власть, украинский предприниматель – власть, активное развитие реально действующих ассоциаций (в агро сфере это Ассоциация производителей молока, Ассоциация свинарей, Всеукраинская аграрная рада и другие организации) приводит к созданию новых механизмов некоррупционного диалога. Конечно, не просто найти баланс интересов между сильными и ресурсами латифундистами, малыми и средними фермерами и интересами государства, но зерно посеяно и оно будет расти, наше дело культивировать эти практики). В Европе существует ассоциация объединяющая более 14 млн. человек Copa Cogeca, она защищает права своих членов, инвесторов отрасли, влияет на решения в Евро Союзе касающееся политики в агросфере”.

Такой взгляд не может оставить без оптимизма, но давайте подробнее рассмотрим что же нужно изменить в регулярной политике Украины?

Одним из резонансных и социально важных является принятие Закона Украины «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Для того чтобы рынок земли работал качественно, необходимо внести изменения в более, нежели 100 нормативных актов. К сожалению, в данный момент открытие рынка земли больше связано не с экономическими и социальными потребностями страны (рынок земли нужен), а с политическим перетягиванием каната, когда перспективы открытия рынка земли привязаны к настрою конкретной политической силы и/или ее нежелания брать на себя ответственность за разработку столь значительного и важного массива актов. Тем временем время идет, уже апрель и снова стоит вопрос о продлении моратория еще на несколько лет.

«Европейская позиция относительно развития аграрной сферы предусматривает функционирование полноценного, открытого рынка земли, а также полноценное, однозначное урегулирование всех сопутствующих отношений. Для примера можно взять такие страны Европейского Союза как Германия, Польша, Латвия, Эстония и Франция. В каждой из этих стран рынок земли был сформирован с комплексною целью обеспечения высокого уровня производства, защиты земель, а также разработки механизма социальной защиты сельского населения», – комментирует советник, адвокат МЮК «Александров та партнеры» Александр Сидоренко вопрос о внедрении европейской практики развития рынка земли.

За словами Александра Сидоренка, также за последние несколько лет очень распространенными были судебные споры относительно реализации преимущественного права на возобновление договора аренды земли. В большинстве случаев, несмотря на противодействие со стороны органов Госгеокадастра, суды поддерживали позицию относительно признания преимущественного права на возобновление договора за теми арендаторами, которые полноценно реализовали свои права и обязанности, предусмотренные ст. 33 Закона Украины «Об аренде земли».

Уголовные производства против представителей аграрного бизнеса – еще одна нездоровая украинская тенденция последних лет. Правоохранительные органы часто злоупотребляют своими процессуальными правами, безосновательно используя аресты, обыски и спецконфискации имущества аграрных предприятий. Очень часто такие действия просто парализуют деятельность предприятия и являются элементом давления.

Часто подобный произвол происходит громко и с элементами силовых захватов, вот что об этом думает политтехнолог SIC Group Екатерина Одарченко: “Сейчас многие законопроекты приниматься под месседжами “Забрать деньги Януковича”, “Не дать распилить землю”, “Прекратить молочный геноцид” – все это эмоциональные посылы, виртуальные понятия и системные медиа кампании. Конечно, законопроект касающейся спецконфинскации был недоработан, но так как дискуссия вокруг была не выгодна, всех “инакомыслящих” обвиняли к связи с “Семьей”. Сейчас нам необходимо слышать ассоциации, отраслевой голос и аналитику, что бы давать обществу и самим депутатам конструктивную позицию, стимулировать нормальный процесс лоббизма в стране, а не коррупцию”

Среди важных достижений последнего года можно отметить принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)» № 191-VIII от 12 февраля 2015 года, которым были упрощены многие регуляторные процедуры для бизнеса, а также установлен минимальный срок аренды земельных участков в размере 7 лет.

Несмотря на наличие политических игр, депутаты достаточно активно проводят работу над решением проблем законодательства аграрной сферы. В частности, Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отдельных вопросов правового статуса земель фермерского хозяйства № 2028 от 4 июня 2015 года должен урегулировать большинство спорных вопросов, которые возникают при деятельности и отчуждении земель специфического объекта отношений – фермерского хозяйства.

Также важно отметить, что в статье 444 Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом сказано о необходимости институционального развития лоббистской деятельности в Украине, а в государственной программе по реализации антикоррупционной стратегии на 2015-2017 годы предусмотрена разработка и принятие законодательства о лоббизме.

Ввиду чего, с учетом наличия «черного» лоббизма в Украине, существование которого напрямую связано с наличием коррупционной составляющей, представители агросфери  выступают за принятие отдельного закона, который выведет данную услугу из тени и сможет создать реальную конкуренцию среди профессиональных лоббистов в Украине.

С этой целью 22 апреля 2016 года в Торгово-Промышленной Палате Украины состоится главное событие года в сфере Government Relations (GR) в Украине – II Международный GR ФОРУМ.

GR форум будет посвящен вопросам налоговой реформы, GR коммуникациям с местными органами власти и органами исполнительной власти, внедрению опыта ЕС в сфере GR в украинских реалиях. Состоятся практические панельные дискуссии о государственном регулировании хозяйственной деятельности в таких отраслях экономики как ИТ, аграрный сектор, девелопмент, энергетика, банковский сектор, фармацевтика.

Организаторами  II Международный GR ФОРУМ являются Украинская ассоциация профессионалов в сфере лоббизма и GR (Ukrainian Association of Government Relations Professionals and Lobbyists) и международная компания SIC Group Ukraine.

GavrilyanchikПо просьбе журнала «ЗЕРНО» Вячеслав Гаврилянчик, менеджер по регистрации и регулирования ООО “Сингента”, экс-заместитель председателя правления Семенной Ассоциации Украины рассказал нам о особенностях GR та лоббизма в Аграрной сфере Украины:

«Основными проблемами Аграрной отрасли неизменно остается устойчивый  перечень вопросов, которые из года в год находят свое отражение в стратегиях развития сельского хозяйства, а именно:

 В секторе реформирования:
– Обеспечение эффективного землепользования на основе завершения земельной реформы;
– Совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства и привлечения финансирования в отрасль;
– Развитие внешнеэкономических отношений и содействия международной торговле;
– Обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

– Адаптация процессов агропромышленного производства с европейскими требованиями.

Наряду с основными насущными вопросами выделяют также ряд смежных, важных вызовов для дальнейшего решения которых необходима эффективная и слаженная работа всех заинтересованных сторон:
– Отраслевая несбалансированность сельского хозяйства, существенное преобладание в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции или больших, или мелких товаропроизводителей;
– Неэффективное использование ресурсного потенциала аграрного сектора;
– Дефицит финансовых ресурсов для стабильного ведения хозяйственной деятельности сельскохозяйственных производителей, в частности, из-за нехватки инвестиционных средств, труднодоступность кредитов банков, а также низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства;
– Система аграрной логистики для потребностей рынка;
– Несоответствие украинской сельскохозяйственной и пищевой продукции европейским стандартам;
– Инфраструктура на селе, и тому подобное …

На протяжении последних двух лет агробизнес столкнулся с чрезмерными отменами разрешительных документов, которые иногда не время были к отмене. Сейчас процесс проходит пропорционально-обратно, что одновременно выглядит противоположно дерегуляции. Поэтому основными препятствиями в отношениях вижу в отсутствии общей взвешенной позиции по разрешительным документам, процедурам регулирования и ограничений в хозяйственной деятельности со стороны регулятора и бизнеса.

Позиция регулятора: в целом поддерживает предложения со стороны участников рынка, если они удовлетворяют потребности государства, а также максимально благоприятны для всех сторон.

В последние года Украина активно налаживает отношения с другими странами в аграрной сфере. Выгоды для Украины от международного сотрудничества таковы: выход на новые иностранные рынки; усиление товарооборота аграрной продукции, что дает дополнительные средства, и которые необходимы для дальнейшего развития этой отрасли, а также углубления сотрудничества в различных отраслях сельского хозяйства между странами; привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор экономики Украины; получения передового опыта и обмена опытом ведения сельского хозяйства и технологий в аграрной сфере.

Моя позиция по необходимости закона о лоббизме, практик, адаптации их к Украине, необходимости развития профильных ассоциаций, медиа поддержки вектора такова: общество пока не готово к принятию Закона о лоббизме. Зато работа и развитие профильных ассоциаций с последующей их трансформацией в институты по лоббизму – наиболее эффективный путь достижения принятия здорового регулирования в Аграрной сфере.

 

Материал подготовила Екатерина Головина