Украинская ассоциация профессионалов в сфере GR и лоббистов провела конференцию не тему «Government to Government lobbyism (G2G) — перспективы развития в Украине»

Uncategorized
Конференція в УНІАН

13 октября в информационном агентстве УНИАН Украинская ассоциация в сфере GR и лоббистов провела конференцию на тему «Government to Government lobbyism (G2G) — перспективы развития в Украине».

Основной целью мероприятия было развитие профессионализма, компетентности и высоких этических стандартов в сфере GR и лоббизма. Украинская ассоциация в сфере GR и лоббистов (UAGPRL) объединяет на мероприятиях корпоративных профессионалов и профильные организации, а также занимается коммуникациями на уровне Government Relations, Public Affairs, Public Advocacy.

В конференции участвовали представители исполнительной власти Украины, представители государственных предприятий, народные депутаты Украины и профильные эксперты.

Обсуждение текущих проблем и перспектив GR было очень активным, каждая из сторон конструктивно излагала свою позицию по заданной теме и вступала в дискуссии с другими участниками.

В современной Украине, на данном этапе построений государства, определённые вопросы, которые обязаны обеспечивать эффективное развитие государства, коммуникацию ветвей власти и сотрудничество государственного и приватного секторов экономики остаются вне публичной дискуссии, и как следствие, вне правового поля. Одним из таких вопросов является адвокация или лоббизм.

Большинство развитых стран запада на законодательном уровне уже давно урегулировали вопрос лоббизма. Ярким примером в этом случае может служить США и Великобритания, в которых GR не имеет негативного восприятия, в отличие от Украины. Лоббизм, как сфера деятельности приносит значительные доходы в бюджет страны, через налоговые отчисления, снижает коррупцию и легализует формы коммуникации и способы содействия достижению целей.

В Украине, к сожалению, лоббизм. до сих пор, в большинстве случаев, находится в теневом секторе. Но существуют организации, которые выступают за легализацию данного вида коммуникации с властью, что принесёт дополнительную прибыль государству.

Тема конференции касалась именно формы коммуникации Government to Government lobbyism (G2G), в которой участвуют государственные институты. Несмотря на то, что границы компетенции государственных учреждений устанавливаются законодательно, часто их взаимодействие друг с другом существенно ограничено.

В Украине с начала независимости происходит приватизация государственного имущества и у нас до сих пор существуют тысячи государственных предприятий, эффективность работы которых снижается в силу ряда причин, в частности законодательства. Общепринятой является мысль, что «государство — неэффективный собственник», и это правильное утверждение в условиях рыночной экономики. Но в то же время в Украине есть достаточно много менеджеров государственных предприятий, которые эффективностью своей работы не уступают приватному сектору.

Соучредитель ассоциации и модератор конференции Катерина Одарченко, во время своего вступительно слова сказала, что лоббизм., как явление существует уже достаточно давно, в странах запада GR является неотъемлемым общественно-политическим институтом, а его игнорирование приводит к негативным последствиям как для тех, кто этим занимается, так и для государства. Попытки игнорирования и отсутствие законодательного поля «выталкивает в тень» инструмент, в котором нуждаются как частные, так и государственные предприятия. Также и сами законодатели используют данный инструмент, чтобы эффективно проводить свою работу.

Олег Макаров — член депутатской фракции «Голос», во время выступления заявил, что законодатели не могут закрывать глаза на те явления, которые уже существуют в нашем обществе. Сейчас лоббизм. фактически запрещён, что, по его мнению, не правильно. Вместе с этим он добавил, что даже сейчас адвокационное влияние оказывается различными способами: через политические партии, общественные организации и отдельные структуры. Для того, чтобы все было прозрачно и открыто законодательство должно чётко установить формы, виды и методы такого влияния, чтобы избежать проблем для общества. По его словам, сейчас лоббизм. между государственными структурами происходит коррупционными методами, и закон про лоббизм. должен это предотвратить и установить цивилизованные способы для участников этого рынка.

Валерия Коломиец — заместитель Министра юстиции Украины по вопросам Европейской интеграции согласилась с предыдущими спикерами и добавила, что государственные институты не могут работать в изоляции один от другого, соответственно лоббизм помогает наладить эффективное взаимодействие между ними. По её словам, много кто сейчас занимается лоббизмом, и даже не понимает этого, и по этому, к таким обсуждениям нужно активно привлекать общество. Одна из проблем, которая стоит на пути к реализации принятия закона, состоит в финансировании, так как формирование реестров и других технических аспектов требует затрат, и необходимо чётко установить, какой государственный орган должен будет это сделать, поскольку, по её словам, часто принимается закон, а технические нормы его реализации не предусмотрены, поэтому он фактически не работает, даже после голосования в парламенте.

Георгий Зубко — заместитель генерального директора по коммерческой деятельности аэропорта «Борисполь» на собственно примере рассказал, что предприятию для эффективной работы постоянно необходимо коммуницировать с разными субъектами государственной власти как в Украине, так и за её пределами, и отсутствие законодательного урегулирования адвокации существенно снижает результат работы.

Он добавил, что от имени аэропорта приходится постоянно коммуницировать с разными министерствами, Фондом государственного имущества и другими учреждениями, касательно потребностей аэропорта. Георгий Зубко также отметил, что базовым клиентом аэропорта являются авиакомпании, и для удовлетворения их потребностей аэропорт должен быть гибким в вопросах распоряжения своими площадями и заработанных средств.

Юрий Гаврилечко — основатель аналитического кластера «Украинская Фабрика Мысли», аналитик, экономический эксперт сказал, что каждый руководитель госпредприятия, по сути, может считаться лоббистом компании, на которой он работает, поэтому вопрос государственного обеспечения назрел уже давно. Он даже привёл пример, что когда мы видим неэффективную работу предприятия, или выявленные нарушения, мы не знаем, действительно ли это такой результат работы предприятия или это работа лоббистов его конкурента. Гаврилечко в качестве примера указал Евгения Дыхне, бывшего руководителя аэропорта «Борисполь», которые показа прекрасный результат на своей должности, а сейчас правоохранительные органы предъявляют ему претензии именно за период самой эффективной работы предприятия под его управлением.

Сергей Власенко — народный депутат Украины от политической партии «Батькивщина», сказал, что по его мнению лоббизм, всего лишь взаимодействие между разными ветвями власти, которое не определённо законодательством о их полномочиях. По его словам, деятельность предприятий в рамках одной ветви власти урегулирована подчинением. Вместе с этим, он отметил, что государство должно заботиться о социальной функции при выполнении своей работы и добавил что качественного лоббизма не может быть, пока не существует качественного государственного управления.

Татьяна Циба — народный депутат Украины от партии «Слуга Народа» заметил, что не совсем соглашается со своим коллегой Сергеем Власенко, так как необходимо разделять лоббизм и внутренне-корпоративные нормы. По её словам, сейчас существует достаточно много сфер и явлений, которые требует законодательного урегулирования. Она добавила, что принятие закона про лоббизм позволит государственными и частным предприятиям быть на европейском уровне взаимодействия.

Дмитрий Марунич — известный эксперт в сфере экономики и государственного управления, сказал, что урегулирование вопроса, связанного с лоббизмом, лежит в плоскости политической воли, и если бы действующая власть занималась легализацией адвокации настолько же интенсивно, как и снятием моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, этот вопрос был бы давно решён.

Дискуссия длилась больше двух часов, и каждый спикер активно учавствовал в разговоре. В результате, все пришли к тому что законодательное регулирование лоббизма и адвокации — необходимый этап для развития Украины.